?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Бондаренко


Previous Entry Share Next Entry
"La femme publique", 1984
dm_bondarenko
He is ice cold, he's the vice, the cynicism, the intelligence personified, and…

После просмотра «Одержимой», я серьезно заинтересовался киноработами Анджея Жулавски. Следующим просмотренным фильмом стал «Главное-любить», а позже подошла очередь «Публичной женщины», которую я попытаюсь проанализировать в данном отзыве.

Неопытная актриса Этель, подрабатывающая съемками в откровенных фотосессиях, получает роль Лизы Тушиной в экранизации произведения Достоевского «Бесы». Режиссер экранизации и исполнитель роли Николая Ставрогина – чешский иммигрант Лукас Кесслинг, - заинтересовался начинающей актрисой и в профессиональном, и в интимном плане. Режиссер недоволен игрой Этель и пытается добиться от нее нужной отдачи. Параллельно, в «реальном мире», также начинают происходить странные вещи: зверское убийство чешской актрисы, знакомство Этель с безумным Миланом – знакомым Лукаса…

Большинство кинокритиков рассматривают «Публичную женщину» как своеобразную самоиронию Анджея Жулавски. Однако, он заявлял в интервью, что данную картину нельзя рассматривать как его «автопортрет в кривом зеркале». Я считаю, что «Публичную женщину» необходимо рассматривать, прежде всего, через призму вольной экранизации «Бесов» Ф.М. Достовского. Поэтому, перед просмотром, рекомендую прочитать или освежить в памяти это произведение Достоевского.
… казалось бы, писаный красавец, а в тоже время, как будто и отвратителен

Лукас Кесслинг – воплощение Николая Ставрогина и на съемочной площадке, и в «реальном мире». Данный персонаж – злой гений, манипулятор и духовный растлитель. По ходу действия картины Лукас оказывает косвенное влияние на все сюжетные линии и имеет практически неограниченную власть над своим Федькой Каторжным – Миланом Мильским.  Франсис Юстер воплотил на экране настоящего Николая Ставрогина – человека дьявольского ума и харизмы, - и очень жаль, что эта роль не была отмечена никакими наградами.
Мне всегда казалось, что вы заведете меня в какое-нибудь место, где живет огромный злой паук…

Этель – воплощение Лизы Тушиной, сначала в экранизации, а потом все больше и больше в «реальном мире». Этель-Лиза является игрушкой в руках Кесслинга-Ставрогина. Можно сказать, что вся чертовщина, творящаяся в «реальном мире» была намерено подстроена Лукасом, чтобы Этель прониклась своей ролью. Валери Каприски не может «летать на высокооктановом топливе», на одном уровне с Роми Шнайдер и Изабель Аджани, но она, как и эти две великие актрисы, играла на пределе своих возможностей.
Увы, бедной женщине так хотелось быть ещё обманутою!

Анджей Жулавски, в течение всего фильма, ведет игру со зрителем. Под личиной эротики, приправленной музыкой в стиле европоп, режиссер смешивает разные жанры: «кино о кино», политический триллер, драму, авангард и т.д. Не нужно забывать, что жанры, как и все остальные стандартные кинематографические атрибуты, являются условными понятиями в киновселенной Анджея Жулавски, а финальная сцена является неприкрытой насмешкой над кинозрителем.

«Публичная женщина» получилась вольной экранизацией «Бесов», которая намного лучше, интереснее и многограннее, чем более классическая экранизация Анджея Вайды. Рекомендуется к просмотру всем поклонникам авторского кино и творчества Анджея Жулавски.

8 из 10