Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Category:

"Маргаритки" (1966)

Мария и Мария

В 1948 году к власти в Чехословакии пришел сталинист Клемент Готвальд, установивший в стране очень жесткий и репрессивный режим. В свое время, чешский философ Ян Паточка назвал «безвременьем» 20-летний период в истории Чехословакии, последовавший за разгромом «Пражской весны». В принципе такие же слова можно сказать про Чехословакию времен Готвальда. 

Все же, в 1960е, несмотря на потуги консервативного Президента Антонина Новотного, в Чехословакию начали проникать западные веяния и власть пошла на некую либерализацию режима. Несмотря на некоторые идеологические послабления, чехословацкое общество, как и при любой диктатуре, было лживым и двуличным, и молодежь чувствовала отвращение к официальной идеологии. Две девушки Марии решают пойти по пути полной испорченности…


В фильме существует два мира – черно-белый «барак» официальной Чехословакии и яркий мир Марий и иных молодых людей. Марии всеми силами стремятся вырваться из черно-белого мира в мир, где «что-то происходит». При этом режиссер показала фактическую смерть идеологии, потому что в течение всего фильма мы не увидим даже ни одного портрета Ленина или Новотного, а увидим лишь желание людей веселиться, как на Западе.

Молодежь 1960х года проскочила экономические и военные катаклизмы и не верила поколению своих отцов. В социалистических странах этот процесс был еще более гипертрофирован, потому что в этих странах было намного больше табу. Марии показывают это молодежное стремление нарушить всяческие табу, включая нравственные, и они даже идут на полное святотатство – небрежно обращаются с едой, которая была культом в послевоенной Европе.


Вера Хитилова находилась под явным влиянием Жана-Люка Годара. Один из кадров, когда Марии стоят у стены, обвешанной афишам, просто является копией сцены с Анной Кариной в «Жить своей жизнью». Но мне кажется, что наибольшее влияние на «Маргариток» оказал «Безумный Пьеро», вышедший годом ранее. Из этого фильма было позаимствовано визуальное решение и тематика бегства к свободе, возможно бессмысленное.

С другой стороны, смогут ли Марии построить свою личную свободу, или это будет лишь один из вариантов permissive society, как и в западных странах в то же время? Только можно ли построить мир свободы или распущенности в обществе, которое состоит только из запретов и где жестко указывают на свое место. Ответ зависит от вашего пессимизма и знания истории.


В 1964 году молодой чешский режиссер Милош Форман, находящийся под влиянием Франсуа Трюффо, снял «Черный Петр» - историю про конфликт отцов и детей. В 1966 году молодая Вера Хитилова, находящаяся под влиянием Жана-Люка Годара, сняла «Маргариток» - намного более яркую и психоделическую картину чехословацкой молодежи 1960х. Рекомендую посмотреть оба фильма и сравнить.
Мои дорогие читатели, по этой ссылке для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).
Tags: #Чехия, #Чехословакия, #кино, #кинозал, #киномания, #классика, #рецензии, #фильмы, 1966, Вера Хитилова, Кино Чехословакии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →