Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Category:

"Конформист"

Предательство самого себя

Я люблю фильмы Бернардо Бертолуччи и «Конформист» - самый любимый фильм этого режиссера. Впервые я посмотрел его в 15 лет и он поразил меня. Я понимал далеко не все смыслы «Конформиста», но он каким-то образом запал в мою душу. Каждый год я пересматриваю его и нахожу в нем что-то новое.

Марчелло Клеричи отличается от других, но он страстно хочет «стать, как все». Он женится на пустоголовой девушке, он работает на государственной службе. Но что, если общество, в котором ты живешь – преступно? Чтобы стать «нормальным» в подобном обществе, индивиду нужно пойти на преступление и предать свою натуру. Марчелло Клеричи соглашается на это, но сможет ли он это сделать?


Что такое нормальность? Способность ходить строем вопреки себе? Способность растоптать тех людей, которые тебе близки? Нет, подобная нормальность иллюзорна. Подлинная нормальность – это жить в полной гармонии с самим собой и не пытаться отчаянно понравится тем людям, с которыми у тебя нет ничего общего. Человек может достигнуть иллюзорной нормальности, но когда-нибудь она рухнет, как карточный домик. Что же останется после этого? Всеобъемлющая моральная и эмоциональная инвалидность.

Бернардо Бертолуччи прекрасно показывает, как преступные режимы проституируют людей. При этом самыми худшими пособниками режима являются те, кто идут на это, прекрасно осознавая ничтожность и гниль идей, которым они служат. Уже упомянутая мной всеобъемлющая моральная и эмоциональная инвалидность лучших людей имеет еще одно последствие – слом морального хребта общества и государства.


Мне кажется, что немалое количество коллаборационистов идут на это добровольно и не так много людей, кого это заставили сделать (заложники и т.п.). Марчелло Клеричи принадлежит к этому большинству, которые добровольно идут на предательство. Отправившись в Париж, он дышит сладким «воздухом свободы» и наконец-то встречает женщину, идеальный образ которой всегда был в его подсознании – Анну. Вроде бы, судьба снова предоставляет ему возможность сохранить свое сознание, но какая из подсознательных «идей-фикс» окажется сильнее?

Вместе с тем, одной из основных тематик «Конформиста» является платоновский «миф о пещере», узником которой так стремится стать Марчелло Клеричи. При этом, как я уже писал, он не может перепахать свое сознание и заставить себя слепо поверить в ложные идеи. Также, в любом случае, истинные «узники», например, эталонная «цельная личность» Манганьелло, всегда будут с подозрением смотреть на «подмазавшегося» Клеричи. И зачем же тогда так стараться?


В 1970 году, еще находящийся в подростковом для режиссера возрасте (30 лет), Бернардо Бертолуччи снял умный и чувственный фильм об анатомии внутреннего предательства. Немалое количество классических фильмов теряют свою актуальность, но «Конформист» не из их числа, потому что поднятые в нем вопросы никогда не утратят своей актуальности. Срочно посмотрите или пересмотрите «Конформиста».
Tags: #италия, #кино, #кинозал, #киномания, #классика, #рецензии, #фильмы, #франция, 1970, Бернардо Бертолуччи, Кино Италии, Кино Франции
Subscribe

Posts from This Journal “Бернардо Бертолуччи” Tag

  • "Мечтатели" (2003)

    Запрещается запрещать Бернардо Бертолуччи неоднократно признавался, что в юности был влюблен во французское кино. Он даже требовал, чтобы…

  • "The Sheltering Sky" (1990)

    Tunner, we're not tourists. We're travelers В предисловии к американскому переизданию «Под покровом небес» 1998 года Пол…

  • Платоновский «Миф о пещере» в фильмах Бернардо Бертолуччи

    В моем самом любимом фильме Бернардо Бертолуччи («Конформист») есть один момент. Когда Марчелло Клеричи приезжает с женой на медовый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments