Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Category:

"Декалог 5"

Наказание – это месть…

Как ни страшно это звучит, но убийства превратились в обыденную вещь. Каждый день мы видим в новостях и читаем в Интернете новости про очередное убийство. Большинство убийств носят обыденный характер («два пьяных мужика не поделили бутылку водки и один из них зарубил другого топором»), а процент «профессиональных» убийств остается ничтожно малым. В один день в Варшаве в 1989 году молодой парень убил таксиста…

Что же толкнуло этого молодого человека на это преступление? Ущербное детство? Психологическая травма? Стресс? Желание ограбить? Режиссер не отвечает на этот вопрос, он нам просто показывает молодого человека, не обладающего пониманием, что такое хорошо или плохо, способного только на деструктивную деятельность и неспособного обуздать свои темные желания. Даже цветовая гамма фильма отражает его блеклый мир.


Одним из немногих институтов, обладающим законной монополией на насилие и наказание является государство. Это насилие может проявляться в разных видах, например, в военных действиях или наказаниях преступников. Первый вид насилия чаще всего осуждается, а второй вид насилия пользуется, по большому счету, поддержкой общества. В ряде стран государство даже обладает возможность лишить человека жизни путем смертной казни.

Есть определенный ряд людей, считающий, что наказание должно быть максимально жестоким, чтобы отвратить от дальнейших нарушений. Хотя что такое наказание? Это месть. Делает ли жестокое наказание человека лучше? Очень редко, гораздо чаще человек становится озлобленным, хранит в сердце эту обиду и мечтает отомстить обидчику. Вспомните тюрьму, являющейся по сути зверинцем, которая мало кого лечит, а смертная казнь также не решит эту проблему.


На ком лежит ответственность за человеческое воспитание? На государстве? Нет, на обществе, которое массово плодит таких моральных уродов, как этот молодой человек. Нередки случаи, когда родители уделяют мало внимания своим детям, не обращают внимания на их проявления жестокости (например, мучение животных) и т.д. А ведь из таких детей в будущем тоже может вырасти убийца, подобный герою пятой новеллы «Декалога».

Я очень люблю одну цитату Бертрана Рассела: «Есть два вида святых: святой от природы и святой из боязни. Святой от природы искренне и непосредственно любит человечество, он делает добро потому, что это дает ему счастье. Святой из боязни, наоборот, подобен человеку, который не ворует, потому что боится полиции, и который был бы злым, если бы его не сдерживали мысли об адском пламени…».


Проблема, озвученная в пятой новелле «Декалога» не уйдет, пока общество будет, по большому счету, способно плодить в основном «святых из боязни». Посмотрите эту новеллу и попробуйте сами ответить на те жесткие вопросы, которые поставил перед зрителем Кшиштоф Кесьлевский.
Tags: #кино, #кинозал, #киномания, #классика, #польша, #рецензии, #фильмы, 1989, Кино Польши, Кшиштоф Кесьлёвский
Subscribe

Posts from This Journal “Кшиштоф Кесьлёвский” Tag

  • "Кинолюбитель" (1979)

    Должен остаться след… Жан-Люк Годар сказал: «Фотография — это правда. А кино — это правда 24 кадра в секунду». В…

  • "Декалог 4" (1989)

    Анка! Большинство родителей любят своих детей и особенно любят их, если вынуждены растить ребенка в одиночестве. Вдовец Михал посвятил всю свою…

  • "Декалог 3" (1989)

    Поспешают к Вифлеему пастушки… Действие III новеллы «Декалога» происходит в Сочельник. Вроде бы это самый счастливый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments