Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko

Category:

"Декалог 1" (1989)

Почему люди умирают?

1989 год – год крушения социализма в Восточной Европе. В этом году польская «Солидарность» смогла выйти на легальную политическую сцену. Про что же нужно было снимать польским режиссерам фильмы в этом году? Про героических борцов с режимом? Еще малоизвестный на тот момент на Западе польский режиссер Кшиштоф Кесьлевский, ненавидевший политику, решил снять фильм из 10 серий про жителей обычного варшавского многоквартирного дома в котором не будет ни грамма политики.

Я смотрел «Декалог» четыре года назад и, видно, тогда еще не мог полностью его оценить, хотя мне очень понравились несколько новелл. Сегодня я подумал, что созрел для второго повторного пересмотра «Декалога». Сразу предупреждаю – я не силен в религиозных вопросах, поэтому я буду строить отзывы из своих собственных мыслей, если, конечно, они будут.


I новелла «Декалога» затрагивает традиционный вопрос взаимоотношения науки и религии. В 1980х годах на Западе массовым ходом шла компьютерная революция, которая докатилась и до стран Восточной Европы. Компьютер стал казаться (а сейчас еще больше, когда уже начал развиваться искусственный интеллект) ответом на все вопросы – просто вбей в него любой вопрос и получишь на него ответ.

Один из героев первой новеллы – адепт компьютерной революции. Он считает, что компьютеризация является панацеей от всех проблем и назревших вопросов. В этом же духе он воспитывает своего сына, который начинает потихоньку проникаться духовными вопросами. Мальчик начинает спрашивать у отца про душу, смерть, а отец начинает разъяснять ему эти вопросы с научной точки зрения, но это звучит очень сухо.


Тетя мальчика отражает иную сторону – религиозную. Она пытается объяснить мальчику сущность Бога, коей, по ее мнению, является любовь. Тетя пытается показать мальчику иную сторону, пригласив его на уроки религиозного воспитания, коим, несмотря на видимое согласие, начинает противиться отец мальчика.

Но на самом деле жизнь намного сложнее, чем спор между религией и наукой, и в ней невозможно ничего полностью предугадать или рассчитать ни с помощью Библии, ни с помощью компьютера, и герои новеллы поймут это.


Самое ценное в «Декалоге», как и во всех иных фильмах Кшиштофа Кесьлевского то, что он не пытается навязать зрителю свою точку зрения, а просто снимает фильмы на интересные ему тематики и оставляет ответы на совести зрителя. Начните, как и я, смотреть «Декалог» и попробуйте найти свои ответы на вопросы, поставленные режиссером.

Яндекс Дзен -
https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/dekalog-1-film-o-vzaimootnoshenii-nauki-i-religii-5d7cb9a204af1f00adb08e28?from=editor.
Tags: #кино, #кинозал, #киномания, #классика, #польша, #рецензии, #фильмы, 1989, Кино Польши, Кшиштоф Кесьлёвский
Subscribe

Posts from This Journal “Кшиштоф Кесьлёвский” Tag

  • "Кинолюбитель" (1979)

    Должен остаться след… Жан-Люк Годар сказал: «Фотография — это правда. А кино — это правда 24 кадра в секунду». В…

  • "Декалог 5"

    Наказание – это месть… Как ни страшно это звучит, но убийства превратились в обыденную вещь. Каждый день мы видим в новостях и…

  • "Декалог 4" (1989)

    Анка! Большинство родителей любят своих детей и особенно любят их, если вынуждены растить ребенка в одиночестве. Вдовец Михал посвятил всю свою…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments